Поговорка ходила по России в 1918 году. Фамилия «Высоцкий» появилась в данном перечне не случайно. Хотя «Чайным Королём» Российской империи Высоцкий так и не стал, но он дошёл до второй ступени на пьедестале. А сам взлёт бизнеса Высоцкого был столь ярким, что, хотя он умер в 1904 году, но его поминали в 1918!

Колонимус Высоцкий родился в местечке Старые Жагоры (Литва, а в те времена - Российская Империя) в 1824 году. Рано женился, учился в религиозном училище, но священнослужителем не стал. Правительство Российской империи поощряло занятие земледелием в еврейской среде, и Высоцкий получил от государства участок земли, но пахаря из него не вышло. Занялся хлебной торговлей.

Важно: он постоянно искал себя.

«Долго запрягаем, да быстро едем»

Поняв, что в провинции счастья нет – уезжает в Москву. Здесь Высоцкий устраивается в чайную лавку к Петру Боткину. Он начал с простого разносчика. Ходил с чаем, изучал чайную торговлю, нарабатывал полезные связи. Честность в денежных делах позволила Высоцкому быстро пройти по карьерной лестнице от разносчика до приказчика. Боткины выхлопотали для Высоцкого и его семьи право постоянно жить в Москве, что в период существования «черты оседлости» было королевским подарком. Поднявшись до должности управляющего и наработав знания о чайном бизнесе, Высоцкий уходит и создаёт собственный бизнес.

Дешёвый, но красиво упакованный.

В то время большинство купцов торговали элитным китайским чаем, доставлявшимся сухопутным караванным путем через Кяхту. Ну а Высоцкий решил сделать ставку на дешевый морской чай из Индии, Цейлона и Китая (кантонский), упаковать его в красивую тару с «китайскими сюжетами» и продавать.

Индийский и цейлонский чаи того времени были, в сравнении с китайским, очень низкого качества. Да и «кантонский» китайский чай сильно уступал «кяхтинскому» китайскому чаю.

Однако, покупатель всегда хочет «подешевле». Высоцкий сделал ставку на товар низкого качества по низкой цене, но красиво упакованный. И многим покупателям из небогатой среды такой вариант подошел!

Покупай экзотику!

Реклама Высоцкого использовала колониальные мотивы. Рисунки с восточными красавицами, чудными птицами и желтолицыми обитателями дальних стран. А, когда мода на «Восток» начала проходить, в рекламе всё большее место стала занимать «русская» тема: русские красавицы в жемчугах и дорогих сарафанах, самовары. Торговый знак «Кораблик» Высоцкого стал узнаваем.

И всё-таки - вторые.

Отделения фирмы действовали в 32 городах Российской империи (таких как Одесса, Санкт-Петербург, Варшава и др.). Даже в США были 2 отделения в Нью-Йорке и в Филадельфии.

Обороты чайного бизнеса Высоцкого достигли внушительных размеров и товарищество «В. Высоцкий и Ко» стало второй по объему продаж чая фирмой Российской империи.

Но грянула Революция 1917 года. В 1918 году вышло постановления ВСНХ о конфискации всего купеческого чая. Чайное дело фирмы «В. Высоцкий и Ко» было национализировано и перешло к «Центрочаю». Осколки бизнеса Высоцких сохранились за рубежом, и торговая марка существует и в наши дни.

В музее «Море чая» в Санкт-Петербурге можно увидеть сохранившиеся баночки из-под чая фирмы Высоцкого и рекламные листовки 100-летней давности. Да и портрет Высоцкого занимает в музее почетное место рядом с другими великими чайными купцами.

Соколов И.А.,
кандидат исторических наук.