Иван-чай я впервые попробовала еще зимой 2012 года, будучи беременной четвертым сыном. Муж принес баночку с чудо-заваркой прямо в роддом. Чай оказался очень вкусным, он оказался не просто травой, как тогда было принято считать, а настоящим янтарным настоем, как у обычного чая. В нем не было горечи, но такой приятный цветочно-фруктовый вкус. Узнав о полезных свойствах понравившегося напитка, я решила делать его вручную. Итак, сломав летом 2013 года несколько мясорубок (в них прокручивались листья кипрея, из которого делают иван-чай) и получив лишь 5 кг чая из собранных 50 кг сырья, пришла к выводу: без профессионального оборудования не обойтись. По предыдущему опыту производства продуктов питания я понимала, что, закупив оборудование, можно делать продукт в разы качественнее и выходить на хорошие объемы производства.

Многим существующим производителям не хватало средств на приобретение машин, и поэтому на рынке то и дело встречался некачественный продукт. Закупать ферментаторы, роллеры, сушильные шкафы и прочее оборудование я решила в Китае, уж там то точно знают толк в чайном искусстве! Договорившись с 16 фабриками в разных городах КНР, я вместе с мужем и сыном, знающим английский и китайский, отправилась в Китай. За две недели нам удалось посетить почти все намеченные заводы и узнать все необходимое о методе изготовления чая. Китайские фабрики делали его так: сначала завяливали листья, вороша их в контейнерах, а затем скручивали их в роллере, ферментировали в условиях повышенной влажности и сушили.

Запустили производство мы в 2014 году. К этому времени успели адаптировать оборудование под изготовление именно иван-чая. Я заметила, что у многих производителей, даже у тех, кто приобрел профессиональные машины, иван-чай был «сгоревший»... Экспериментируя с температурой в печах, я поняла, что это происходит потому, что большинство производителей просто копируют китайский метод производства обычного чая. Листья у него другие — жесткие и грубые, поэтому в Китае его и сушат при температуре 80–90 градусов. Иван-чай нежный, и мы сушим его при 45 градусах. Правда, из-за этого, сушка идет в два раза медленнее и приходится больше тратиться на электричество, но оно того стоит!

Чтобы сделать из только что сорванного листа иван-чая вкусный, полезный и красивый продукт иногда может потребоваться до 5 дней работы! Сначала мы подвяливаем свежий лист, чтобы он стал эластичным и податливым. Завяливание происходит на бамбуковых стеллажах, при этом каждый час специальные люди переворачивают листья то одной стороной, то другой, чтобы исключить высохшие листья или сопревшие. Это непременно нужно делать не реже, чем раз в час, поэтому летом производство работает

круглосуточно. Когда лист подвялился, он отправляется в роллеры, специальные машины для скручивания чайного листа. Там листья проводят от 20 минут до часа в зависимости от месяца и местности сбора. Далее иван-чай отправляется на ферментацию - едва ли не самый важный процесс в производстве иван-чая, так как в свежей траве очень много алколоидов, веществ, которые накапливаются в печени и имеют противопоказания к применению. При ферментации (биологический процесс, в ходе которого происходит взаимодействие клеточного сока растения с кислородом) алкалоиды разрушаются на флавоноиды, благодаря чему напиток становится безопасным для употребления. Да ещё и каким вкусным! После окончания процесса ферментации листья приобретают очень приятный запах сухофруктов с цветочными нотками и становится похожим по цвету и виду на обычный цейлонский крупнолистовой чай. Потом происходит сушка в печах не выше 45 градусов, чтобы донести до покупателя всю пользу, тепло и нежность солнечного леса, где и произрастает наш главный персонаж «Иван».

Оксана Черкашина,

Директор компании-производителя Купеческого иван-чая