Гениальный чаеторговец–регионал А.В. Швецов
Тенденции чайного рынка дореволюционной России.
На протяжении 19 столетия чай становится всё более массовым продуктом, теряя былую элитарность. Те, кто поставил на дешёвый и доступный по цене чай - вырвались в лидеры.
Начало и первая половина XIX века - эпоха доминирования элитного кяхтинского китайского чая, который безраздельно «правил бал» на внутреннем российском чайном рынке. Альтернативы китайскому чаю тогда не было. Но в конце XIX века на русский рынок начинает, во всё больших объёмах, поступать индийский чай (с 1870-х годов) и чай цейлонский (с 1890-х годов). Эти чаи на первых порах воспринимались рынком и самими чаеторговцами, как «чай для бедных». И лишь в начале ХХ века на русский рынок приходит хороший цейлонский чай.
Хитрый ход - залог успеха.
Кстати! На первых порах индийский и, позже, цейлонский чаи паковали в упаковку, выполненную в китайской стилистике, - да, это был своего рода обман потребителя.
В течении XIX века крупные города Российской Империи захватила «чайная лихорадка» - дорогие фирменные магазины крупных чаеторговых фирм радовали глаз прохожих шикарными «под золото» вывесками, а богатое оформление витрин фиксировало на себе блуждающий взгляд прохожих на «правильном» и «элитном» товаре. А региональные рынки долго отпугивали московских чайных «крупняков», как тогда казалось, низкой маржинальностью. В Провинции шла бойкая торговля дешёвыми позициями зелёного китайского чая и чаем кирпичным.
Чай кирпичный: заработок на «эффекте масштаба».
Чай кирпичный - отходы от осенней подрезки (формовки) чайного куста, спрессованные в кирпич. В тот же кирпич отправлялось и грязное сырьё, бракованный лист, и грубые «палки» - чайные черенки. Не пропадать же добру!.. В кирпич шла вся «некондиция».
Этот рынок не сулил больших прибылей - кирпичи были дёшевы, продавать их нужно было много. Муторно! Куда проще привезти немного «элитного чая» и продать - навару куда больше! Но потенциал рынка для дешёвого чая был просто колоссален - кирпичный чай хорошо продавался и легко хранился. Продавать дешёвый чай было выгодно из-за больших объёмов потребления. Срабатывал «эффект масштаба».
«Он тоже начинал у Боткиных…».
Алексей Васильевич Швецов стал одним из тех, кто начал свой путь из регионов. Родился он в 1841 году в Вятской губернии, а умер около 1912 года. Окончил он Московское Евангелическое немецкое училище, а затем поступил на службу в фирму «Петра Боткина Сыновья». Фирма Боткиных направляет его на работу в Кяхту торговым представителем.
Ах! Опять Боткины!.. Ведь мы же помним, что именно у них начинал свой торговый путь знаменитый чаеторговец Калонимос Вульф Янкелевич Высоцкий. Вновь мы видим бывшего работника фирмы Боткиных, который отхватил потом изрядную долю чайного рынка. Боткины проглядели очередного будущего конкурента: сами взрастили, подготовили и упустили...
Алексей Васильевич быстро схватывал науку чайного бизнеса. Покинув Боткиных, он успел поторговать кяхтинским чаем на Нижегородской ярмарке и стал одним из первых, кто занялся индийским чаем на русском рынке - до того, как это стало мэйнстримом.
Взлёт: от представителя чайной фирмы, до региональной акулы чайного бизнеса.
В Нижнем Новгороде дела его шли, скорее всего, весьма успешно - ведь его дом находился прямо на городской набережной. Успешно он женился на Екатерине Спешиловой - связи в чайном бизнесе и капиталы сами шли в руки. Позже, как и все успешные регионалы, А.В. Швецов переберётся в Москву. Кто знает, возможно, в дальнейшем удачу несла семейному бизнесу наследников Швецова и торговая их марка – Подкова, с буквами АШ внутри неё.
Торговлю чаями Швецов вёл по всей России, сделав ставку именно на захват регионов. Чаи Швецова бойко торговались в Кяхте, Москве, Астрахани, Казани, Томске, Коканде и других городах. Вот у нас есть табличка с перечнем крупнейших чаеторговцев на ирбитской ярмарке 1890 года, в которой Швецов занимает почетное место в четверке самых крупных. В Москве он вёл чайную торговлю в Гостином Дворе. Сохранилась и фотография магазина Швецова в Астрахани.
Жена родила Швецову сыновей, которых рано ввели в семейный бизнес и сделали совладельцами семейного дела - так появился Торговый Дом «А.В. Швецов и сыновья». В 1913 году у Торгового Дома в Ферганской области в городе Коканд имелась собственная чаеразвесочная фабрика. Выбор места не случаен: крупные города уже были заняты московскими чаеторговцами, а вот региональные рынки открывали прекрасные перспективы. Развешивать зелёный чай прямо в Центральной Азии, в центре его потребления, - верный ход.
Великолепная яркая упаковка и правильный брендинг.
Торговый Дом «А.В. Швецов и сыновья» был известен своей превосходного качества упаковкой и рекламными материалами. Помимо разнообразных чайниц и этикетов для упаковки чая, также выпускались рекламные подносы, рекламные зеркала, рекламные Фото одного из рекламных плакатов мы печатаем здесь.
В подарок потребителям чая фирма дарила шикарные блюда со своим торговым знаком, на которые выкладывались лучшие сласти в доме, когда принимали гостей. Тоже отличная реклама.
Заявленный капитал Торгового Дома «А.В. Швецов и сыновья» в начале ХХ века составлял 900.000 руб. Сумма, по тем временам, весьма немалая, тем более, что Швецов играл на региональном рынке! Но тут наступил Октябрь 1917 года. Такого развития событий ожидать не мог никто…. И чай и фабрику национализировали.
Кирпичный чай в Сибири и на Юге России, в период развала и краха экономики Имперской России, частично подменил денежную функцию. Обменять чай можно было и на лошадь, и на оружие, и на спички. Кирпичный чай в Сибири - сокровище, которое хотели все.
Кирпичи Швецова, попавшие в наше время, также как и его чайницы - это семейные реликвии, передающиеся по наследству с дореволюционной поры. Род Швецовых продолжают их родственники - в России живут прямые потомки. Кто знает, может быть мы ещё сможем испить чая с маркой наследников Швецова?..
Соколов И.А.
Кандидат исторических наук