Мы начинаем публиковать цикл статей о выдающихся чайных купцах Российской империи, благодаря которым чай стал русским национальным напитком и которые делали много благотворительных дел и помогали развитию культуры.

14 марта 1816 года в Кунгуре (Пермская губерния) родился Алексей Семёнович Губкин. Ему суждено было стать купцом первой гильдии и самым выдающимся чаеторговцем России XIX века.

Семейное дело Губкиных было связано с кожевенным производством. Но к 1840 году цены на мануфактурные товары в Российской Империи стали резко падать. Беда! Нужно было искать новые рынки сбыта. Рынок был найден - Китай. Там высоко ценились русские кожи. Однако, торговля Российской и Китайской Империй в те времена была меновая. Хочешь торговать с Китаем? - меняй товар на товар. Это и называлось «меновая торговля». И в качестве встречного товара 24-летний Губкин выбрал малоизвестный тогда чай.

Чайная торговля была очень рискованной и опасной. Многие прогорали. Но молодой купец Алексей решился и направился со своим товаром в Кяхту ради «промена». А Кяхта, расположенная на границе с Китаем, тогда была столицей русско-китайской торговли. Променяв кожи на чай, повёз Алексей Семёнович, этот чай продавать. И ему удалось чай реализовать с выгодой. Тогда молодой купец попросил выделить его долю имущества из семейного дела и решил заняться ещё не очень развитой, но крайне перспективной, чайной торговлей.

Долой кожи, даёшь чай!..

Занявшись чайным бизнесом, Алексей Семёнович внес в него революционные по тем временам изменения. В то время купцы, привозившие чай из Китая, продавали его розничным торговцам только фактурами, то есть большими ящиками. А что внутри за чай лежит, какое у него качество – выяснялось часто после покупки.

Губкин выступил против «фактурных» продаж на рынке России, заменив их продажами мелких партий каждого сорта чая по определенной цене (эта система получила название «нормировка»). Губкин начал развешивать любое количество чая и чётко заявлять его качество и цену. Хочешь зелёного чая - пожалуйста? Нужен белый чай - вот, извольте!.. Впервые чайная торговля стала честной и прозрачной.

Наилучший продукт по дешевой цене в любом месте – эти слова стали девизом Губкина. Он выдвинулся в лидеры чайного бизнеса и получил определяющее влияние над рынком. Каждый новый сезон торговцы чаем ждали «объявления цены» у Губкина, и лишь затем выставляли свои цены, стремясь отбить потребителя у более успешного предпринимателя.

В России началась реальная конкуренция с её борьбой за потребителя чая, что и привело к концу века к многократному росту потребления чая. А главным местом оптовых продаж чая в то время были крупные ярмарки, такие как Ирбитская и Нижегородская. С каждым годом расширялась губкинская торговля, он стал не коронованным королём чайного ярмарочного бизнеса.

Кстати сказать, Алексей Семёнович Губкин довольно сильно отличался от основной массы Сибирского купечества: уровнем интеллекта, уровнем культуры (сибиряки того времени - люди хорошие, но с культурой там, в те времена, было «не очень»), кругозором и трезвостью взгляда на жизнь.

Для расширения торговли Губкин в 1869 году командирует своих доверенных лиц в Сибирь, город Кяхту, город Тяньцзинь, город Ханькоу (сейчас Ухань) и другие рынки Китая. Ханькоу станет, во многом благодаря Губкину, - одним из ключевых смычек русского чайного бизнеса с китайским чайным производством.

В 1878 году Алексей Семёнович открывает в Москве контору и чайный склад - отсюда он начнёт завоевание розничного чайного рынка Европейской части России.

Но Губкин был не только торговцем, но и крупнейшим благотворителем.

Губкин не только зарабатывал, но и много жертвовал. В архивах мне удалось разыскать перечень пожертвований более, чем на 1,5 миллиона рублей, а в нынешних ценах, это примерно 1,5 млрд. руб.

В 1873 году Губкин был избран почетным гражданином города Кунгура, ему был высочайше пожалован орден Святого Владимира III степени. Помимо орденов имел он и две золотые медали. Заслуженный, уважаемый был человек.

Алексей Семёнович скончался 27 ноября 1883 года в Москве, после чего тело было перевезено и похоронено в Кунгуре - родном городе, которому он помогал, став очень богатым человеком.

В 1916 г., в год столетия со дня рождения Губкина, Городская Дума Кунгура назвала в его честь улицу и постановила установить ему памятник перед зданием созданного им технического училища. Однако памятник Губкину был поставлен только почти столетие спустя в 2007 г. около городского музея.

Со смертью Губкина его дело продолжили наследники, главным из которых стал Александр Григорьевич Кузнецов. И они не уступили никому пальму первенства по чайной торговле в России. Но о наследниках Губкина – в следующей статье.

Иван Соколов
Кандидат исторических наук.